X
 
 
 
Закрыть
> Архив > Святые благоверные Петр и Феврония

Святые благоверные Петр и Феврония

Святые благоверные Петр и Феврония

 

III Международный конкурс «Роман Сладкопевец» посвящен благоверным Петру и Февронии, русским православным святым покровителям семьи и брака. 


«Брак – чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак – место, где два человека, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. И в этом самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, … потому что приняли друг друга до конца, совершенно, оказываются чем-то большим … чем просто два человека,— оказываются единством», – говорит митрополит Сурожский Антоний. В истории христианской Церкви известно множество примеров святой жизни, которой достигали христиане в супружество: Иоаким и Анна, Елизавета и Захария, Мария и Иосиф.

 

 

Трогательная и истинно-христианская любовь проявилась в лице супругов-мучеников Адриана и Наталии. Семья св. Нонны (матери св. Григория Богослова) была образцом веры и благочестия. Праведные родители Кирилл и Мария воспитали в строгом благочестии юного Варфоломея — будущего великого подвижника и молитвенника земли русской преп. Сергия Радонежского. Благочестивые Исидор и Агафия Мошнины были родители Прохора — в будущем великого подвижника Саровской пустыни преп. Серафима. Воплощение любви, преданности, взаимного уважения и целомудрия – благоверная Евдокия (супруга князя Дмитрия Донского) и Ксения Блаженная Петербургская.

 

Русские святые, благоверные князья Петр и Феврония, почитаются как покровители супружеской любви и семейного счастья. Их союз явил образцовый пример чистоты отношений, верности, искренности и благочестия.

 

История жизни святых чудотворцев хранилась в преданиях Муромской земли, где они некогда жили и где сохранялись их честные мощи. В XVI веке повествование о благоверных Петре и Февронии записал священник Ермолай «Прегрешный» (в иночестве Еразм), талантливый литератор эпохи Иоанна Грозного. Канонизация святых Петра и Февронии состоялась на поместном соборе Русской церкви, созванном митрополитом Макарием в 1547 году. Но в Великие четьи-минеи Житие Петра и Февронии митрополит не включил — повесть распространялось как апокриф, и была необычайно популярной - до нашего времени сохранилось около 350 списков!

 

Создание службы святым чудотворцам Петру и Февронии приписывают Михаилу Мниху и Пахомию — книжникам, принадлежащим к книжно-церковной элите середины XVI века, прославивших многих князей. День памяти Петра и Февронии - 25 июня (8 июля). В 2012 году Священный Синод установил ещё одно празднование святым — в воскресенье перед 6 (19) сентября (дата перенесения их мощей в 1992 году). Ныне мощи муромских чудотворцев почивают в соборном храме Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

 

Жизнь Петра и Февронии - повесть о любви, которая словами Святого апостола Павла «долготерпит, милосердствует», «не превозносится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит». Праведная супружеская жизнь святых чудотворцев Петра и Февронии раскрывает «заповеди» христианского брака - Жизнь с Богом, Мудрость, Верность и Любовь, которая, преображая естество человека, ведет его к Спасению.

 

Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Князю во сне было открыто, что его исцелит дочь бортника Феврония из  Рязанской земли. Феврония наделена высшим проявлением ума – мудростью, сохраняет благоверие и смирение. Она именуется подобно Божией Матери — прехвальной, пречистой, премудрой, богомудрой. Находчиво ответив на хитрые задания князя Петр, Феврония пожелала, чтобы князь взял ее своей женой после исцеления, и князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но Феврония намеренно не залечила одну язву на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась. Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.

 

«Блажен, кто живет с женою разумною» (Сир. 25. 11). Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных боярынь, или оставь Муром». Феврония не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, ее противники сами догадываются о своих ошибках. Она обещала покинуть город, взяв с собой самое дорогое.

 

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 4-6). Верный супруге, Петр оставляет княжение и вместе на двух кораблях они отплывают по Оке. Петр впадает в уныние, но мудрые слова Февронии о Промысле Божием, призвавшем его на княжеское служение, становятся целительными для души Петра

 

В Муроме началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, правили кротко, справедливо и милосердно, как истинные пастыри для своего города, жили по заповедям Божиим, своим примером показав, как жизнь с Богом одаривает верующих в него. У Петра было «в обычае ходить в одиночестве по церквам», у Февронии был Божий дар исцелять. Единение супругов на протяжении всей жизнь распространило свою любовь на окружающий мир. В поэтическом тексте упоминаются духовные дары, приведшие Петра и Февронию к стяжанию Божией Благодати: благочестие Петра и мудрость Февронии.

 

Святые муромские чудотворцы прославили супружество верностью друг другу и благочестием, не оставив друг друга за богатство и власть. И как здесь, на земле, они были верны до гроба и неразлучны, так и по смерти чудесным образом они остались едины «неразлучно по смерти лежаще». В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросинья, они молили Бога, чтобы умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час. Решив, что погребение в одном гробу несовместимым с монашеским чином, их тела положили в разных обителях, но на следующий день чудесным образом они оказались неразлучно вместе.

 

"Любовь изменяет само существо вещей". Супружеский обет соединяет мужа и жену не «покуда их не разлучит смерть», а «покуда смерть не соединит любящих навеки». Любовь Петра и Февронии прошла через все жизненные испытания и перешла в вечность. И те венцы, которые были возложены на супругов при вступлении в брак, муромские чудотворцы Петр и Феврония с достоинством пронесли, заслужив себе «царские венцы» жизни вечной.

 
 
Создание сайта, поддержка сайта
WebTRIX WebTRIX©2013 - 2017